Программа международной научной конференциим «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» 18 октября 2013 г. К 30-летию института филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета
Место проведения конференции –
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТЕТ
Адрес: г. Волгоград, пр-т Университетский, 100
*Конференция проводится при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-04-14019/13.
9.30 – 10.00, ауд. Регистрация участников.
10.00 – 12.00, ауд. Открытие конференции. Приветственное слово проректора по научной работе и информатизации
профессора А.Э. Калининой. Пленарное заседание
пленарное заседание
Ауд. 4-01А
Председатель – д.филол.н., проф. ВолГУ Шамне Н.Л.
Шамне Н.Л. (д.филол.н., проф. Волгоградского государственного университета) Основные направления научных исследований в институте филологии и межкультурной коммуникации.
Милованова Л.А. (д.пед.н., проф. Волгоградского государственного социально-педагогического университета) Цели обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС средней (полной) школы.
Клоков В.Т. (д.филол.н., проф. Саратовского государственного университета) Территориальная синонимия в вариантах французского языка во Франции и за ее пределами.
Олянич А.В. (д.филол.н., проф. Волгоградского государственного аграрного университета), Копылова В.В. (Москва, изд-во «Просвещение») Семиотика иноязычной лингводидактической коммуникации: знак – слово – текст/дискурс.
Астафурова Т.Н. (д.филол.н., проф. Волгоградского государственного университета) Протективная коммуникация знакового текста.
Понятина Т.П. (к.филол.н., проф. Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова) Управление восприятием смысла художественного текста.
Красавский Н.А. (д.филол.н., проф. Волгоградского государственного социально-педагогического университета) Индивидуально-авторские концептосферы: состояние и перспективы развития.
Митягина В.А. (д.филол.н., проф. Волгоградского государственного университета), Шарфави Э. (Университет им. Я.А. Коменского, г. Братислава, Словакия) Оппозиция Global English и национального языка в терминосистеме «Менеджмент».
Прохватилова О.А. (д.филол.н., проф. Волгоградского государственного университета) Об акустических параметрах звучания православных молитвословий.
Ильин Д.Ю. (д.филол.н., доц. Волгоградского государственного университета) Региональный топонимикон в функционально-семантическом аспекте.
13.00 – 14.00 Кофе-брейк.
14.00 – 17.00 Секционные заседания.
Секция 1
Дискурс: когнитивный и социо-прагматический аспекты
Ауд. 4-13Б
Председатель – к.филол.н., доц. ВолГУ Кочетова Л.А.
Бобырева Е.В. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Характеристики и типологии общения в рамках в рамках религиозного дискурса.
Бушев А.Б. (Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Твери) Международный контекст деловой коммуникации и менталитет.
Викторова Е.Ю. (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского) Дискурсивные слова в английской устной научной речи (на материале лекций).
Власова Е.С. (МОУ гимназия № 3, Волгоград) Лингвопрагматика риторического идеала в ситуации спора.
Дженкова Е.А. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Ритуал и ритуальный дискурс: подходы к рассмотрению.
Елтанская Е.А. (Волгоградский государственный университет) Семантика предлогов в институциональном дискурсе с точки зрения когнитивного подхода.
Ефремова Н.В. (Волгоградский государственный медицинский университет) Типы дискурсов учёного в когнитивно-дискурсивном пространстве медицинских текстов (на материале работ Н. М. Амосова).
Зимич Е.В. (Луганская государственная академия культуры и искусств) Грамматические особенности англоязычного скрипта «Шопинг» в обиходном дискурсе.
Иванова Е.В. (Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону) Отонимные окказиональные глаголы и наречия в виртуальном дискурсе политической направленности.
Кренделева А.Н. (Волгоградский государственный университет) Речевая агрессия в современной исследовательской парадигме.
Куличенко Ю.Н. (Волгоградский государственный университет) Лингвокогнитивный анализ как способ описания внутреннего состояния субъекта.
Курченкова Е.А. (Волгоградский государственный университет) Функции индо-английского постколониального дискурса.
Мизин Т.А. (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко) Лингвистические особенности виртуального дискурса.
Палашевская И.В. (Волгоградский государственный университет) Импликатуры смыслов судебных показаний.
Свиридонова В.П. (Волгоградский государственный университет) Системообразующие признаки жанра «защита диссертации» в рамках французского научного дискурса.
Федорюк А.В. (Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск) Интертекстуальность в политическом дискурсе.
Штеба А.А. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Эстетика безумия: шизофреническая языковая личность.
Цинкерман Т.Н. (Волгоградский государственный университет) Лингвопрагматические особенности реализации стилей общения в англоязычном воспитательном дискурсе.
Цуциева М.Г. (РГПУ им. А.И. Герцена) К вопросу об изучении политического дискурса с позиций лингвосинергетики.
Секция 2
Перевод и переводоведение.
Социокультурные аспекты коммуникации. Межъязыковые контакты
Ауд. 4-12Б
Председатель – д.филол.н., проф. ВолГУ Митягина В.А.
Амири Л.П. (ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет») Креативность интенциональных грамматических форм в рекламном тексте.
Антонов А.В. (Житомирский университет им. Ивана Франко) Побуждение в коммуникативном стиле персонажей американской драмы.
Ашнин Е.С. (Волгоградский государственный университет) Закономерности вербализации памяти в Интернет-общении немецкой молодежи.
Аверьянова Е.В. (Тюменский государственный университет) Средства речевого воздействия в православном житии.
Бакумова Е.В. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Функции медиатора в переговорном процессе.
Борисенко Н.Д. (Житомирский государственный университет) Коммуникативное поведение персонажей британской драмы: социально-статусный аспект.
Борисов А.А. (Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко) Диалог как коммуникативная интеракция.
Бубнова Н.В. (Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации, г. Смоленск) Особенности фоновых знаний о Смоленщине у иностранцев из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Гулинов Д.Ю. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Языковая специфика общения в чате (на материале французского языка).
Гейко Н.Р. (Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Казахстан) Общественно-политический перевод на современном этапе.
Жаркова Т.И. (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Челябинск) Интерференция как один из барьеров в межкультурной коммуникации.
Жужгина-Аллахвердян Т.Н. (Национальный горный университет, г. Днепропетровск) Поэзия Альфреда де Виньи в русских переводах: проблемы интерпретации.
Кожухова И.В. (ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Прагматика и структура манипулятивных упрёков (на материале английского языка).
Королькова С.А. (Волгоградский государственный университет) Когнитивная структура письменного перевода.
Косова К.И. (Волгоградский государственный университет) История Small Talk в контексте развития светской коммуникации.
Лобина Ю.А. (Ульяновский государственный педагогический университет) К проблеме этностиля в научной коммуникации.
Попова О.И. (Волгоградский государственный университет) Специфика подбора текстов при обучении устному переводу.
Прыткова О.А. (Омский государственный технический университет) Перевод специальных текстов как аспект межкультурной коммуникации (на примере немецкой терминологии рекламы).
Рец И.В. (Волгоградский государственный университет) Языковые барьеры нидерландского и английского языков как часть межкультурной коммуникации и культурного фона языка».
Ржанова С.А. (Мордовский государственный университет) Культурлингвистическое пространство масс-медиа.
Сидоров А.А. (Волгоградский государственный университет) Внешние и внутренние факторы языкового развития, критерии выделения Интернет-варианта французского языка.
Усачева А.Н. (Волгоградский государственный университет) Коммуникативно-ситуационная парадигма в профессиональной деятельности устного переводчика.
Фомиченко Л.Г. (Волгоградский государственный университет) Лингвоэкологические исследования вербалики в молодежном социуме Волгограда.
Чиркасова А.Д. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Функционирование предикатного криптотипа «актуальность/ неактуальность»’ в условиях языковой игры.
Секция 3
Функционально-семантические и прагматические особенности языковых единиц разных уровней
Ауд. 4-08Б
Председатель – д.филол.н., проф. СГУ Клоков В.Т.
Бойкова Т.А. (Волгоградский государственный технический университет) Модные личные имена как объект языковой рефлексии.
Бухонкина А.С. (Волгоградский государственный университет) Функции и значения предлогов в синтаксических конструкциях регионального варианта французского языка Бретани.
Ванчикова Е.А. (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова) Синтаксемы предикативного признака.
Васильев А.Д. (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева) Современные коннотативные трансформации слов.
Виноградова С.Г. (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) О средствах выражения коммуникативного членения сложного предложения в английском языке с когнитивной точки зрения.
Выходцева И.С. (Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова) Функционирование иноязычных заимствований в советской словесной культуре.
Генералова Л.М. (Волгоградский государственный университет) Стилистические функции неологизмов в немецких рекламных текстах.
Григорьева Т.В. (Башкирский государственный университет) Роль оппозиции белый-черный в оценивании мира.
Гутникова А.В. (Мариупольский государственный университет) Суффиксные имена существительные с конкретным значением в современном шведском языке.
Журавлева В.Ю. (Омский государственный технический университет) Особенности метафорического переноса английских терминов архитектурного дизайна.
Линькова Ю.И. (Волгоградский государственный университет) Сравнительная характеристика репрезентации отношения глагола посессии в русском и английском языках.
Медведева А.В. (Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко) К вопросу о полисемии английских лексем с когнитивной точки зрения.
Мокробородова Л.С. (Университет Або Академи (Åbo Akademi, Finland), институт русского языка и литературы) «Новограф («албанский язык») как ресурс семантического обновления. Этюд о слове пазитифф».
Новожилова А.А. (Волгоградский государственный университет) Особенности функционирования и формирование терминологии нанотехнологической отрасли в немецком языке.
Остринская Н.Н. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Особенности функционирования параллельных синтаксических конструкций (на материале современного французского языка).
Пучнина А.С. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Императивность номинаций как один из признаков современной семантической деривации.
Сироткина Т.А. (Уральский гуманитарный институт, г. Пермь) Агионимы как основа хрононимии.
Соколова Л.В. (Центр иностранных языков «Reward», г. Волгоград) Семантические особенности звукоподражательных слов, обозначающих подражания звучаниям неживой природы.
Соловьёва Л.Ф. (Житомирский государственный университет имени Ивана Франко) Энциклопедические структурно-сложные единицы в английском языке.
Сороколетова Н.Ю., Бобровская С.А. (Волгоградский государственный университет) К вопросу универсальности интонации.
Талапина М.Б. (Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург) Эволюция семантики фразеологических единиц с компонентом «ахроматический цвет» в речи.
Холодковская Е.В. (МОУ гимназия №3, г. Волгоград) Особенности синтаксиса предложения интернет-комментария (на примере анализа комментариев Facebook).
Шевченко Е.Б. (Омский государственный технический университет) Семантические поля в английской терминологии «Технологии обработки металлов давлением».
Якунченкова И.А. (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва) К вопросу о значении древнерусского термина посадник.
Секция 4
Проблемы лингвокультурологии и концептологии.
Национальная специфика языковой картины мира
Ауд. 4-16Б
Председатель – д.филол.н., проф. ВГСПУ Красавский Н.А.
Атьман О.В. (Волгоградский государственный университет) Лингвопрагматические особенности языковой личности президента США.
Бессарабова Г.А. (Воронежский государственный университет) Эмоционально-оценочный аспект интеррогативности (на материале испанского языка).
Бугакова Н.Б. (Воронежский государственный архитектурно-строительный университет) К вопросу об особенностях вербализации концепта «Пасха» в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».
Дзюбенко Ю.С. (Волгоградский государственный университет) Коннотативные дивергенты: тополекты и хронолекты (на материале образовательной лексики во французском языке Франции, Бельгии, Швейцарии и Канады).
Дмитриева О.А. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) К вопросу о классификации лингвокультурных типажей.
Королевская Е.М. (Волгоградский государственный университет) Национально-культурные особенности русских, чешских и английских фразеологизмов, характеризующих перемещение субъекта.
Красавский Н.А. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Метафора как способ художественной экспликации ассоциативно-образных признаков концепта «страх» в повести Стефана Цвейга «Жгучая тайна».
Макарова В.Л. (Волгоградский государственный университет) LATINITAS ET REGIONIBUS COTIDIE MUTATUR»: О некоторых особенностях «Британской латыни».
Максимчик О.А. (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара) Место концепта «истина» в концептосфере языка.
Перцева Е.Н. (Воронежский государственный архитектурно-строительный университет) Языковая репрезентация женского русского национального характера (на материале рассказов В. М. Шукшина).
Ребрина Л.Н. (Волгоградский государственный университет) Вербализация отрицательной оценки ментальных способностей субъекта в нижненемецком диалекте «Платт».
Сидорова Е.В. (Воронежский государственный университет) Языковой образ женской красоты в русской национальной картине мира (на материале русских народных сказок, пословиц и поговорок).
Суханова М.В. (Воронежский государственный университет) Дополнительные средства передачи значения касательства в испанском и русском языках.
Томанова Н.М. (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби) Концептосфера мистического в романе А.Жаксылыкова «Сны окаянных».
Токарев Г.В. (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) Безденотатные единицы как рснова лингвокультурных символов.
Юдина Т.А. (ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России, г. Оренбург) Семантический компонент «город» как один из смысловых составляющих концепта «Оренбург» (на материале русской поэзии XIX – XXвв.).
Янина В.В. (Волгоградский государственный университет) Концептуальная интеграция пространственной и психической сфер».
Секция 5
Текст и его жанровые разновидности
Ауд. 4-17Б
Председатель – к.филол.н, доц. НГЛУ Понятина Т.П.
Ашихманова Н.А. (Волгоградский государственный университет) Лингвостилистические особенности поэтического текста Эмили Дикинсон.
Бингель Х. (ФРГ) Семейный конфликт и воспоминания в современной немецкоязычной литературе (на примере повести Биргит Вандербеке «Мидии на ужин»).
Вердеш А.А. (ЮФУ, г. Ростов-на-Дону) Тенденция к слиянию в художественной прозе и роль пунктуации в ее проявлении.
Горбань О.А., Шептухина Е.М. (Волгоградский государственный университет) Репрезентация адресанта и адресата в текстах региональных документов XVIII века.
Джолдасбекова Б.У. (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби) «Горькая линия» И.П. Шухова в русле традиций русского реалистического романа.
Дьяконова Е.С. (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения, г. Якутск) Лексическая репрезентация конструкта «Вымышленное пространство» в английском фэнтези Т.Пратчетта.
Зайцева Е.И. (Волгоградский государственный университет) Лингвистические проблемы чтения и понимания художественного текста.
Калашникова А.Р. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Первичные и вторичные средства ритмизации как основа ритмообразования прозаических текстов (на материале газетной публицистики).
Каюмова А.Р., Мигманова Н.Р. (Казанский (Приволжский) федеральный университет) Фразеологические особенности «кинодиалога» как текста нового формата.
Кожухова Г.О. (Мариупольский государственный университет) Дискурсность ряда содержательных составляющих романа Ж.Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».
Колышкина И.М. (Липецкий государственный педагогический университет) Изображение современной фрустрирующей языковой личности в рассказе Е. Гришковца «Шрам».
Комаров Е.Н. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) К вопросу о современных заголовках СМИ.
Лопатина К.В. (Воронежский государственный университет) Антропонимы второго плана в романе К.Х. Селы «Путешествие в Алькаррию».
Ольховская Н.С. (Киевский международный университет) Взаимодействие речевого акта и контекста в драматургических текстах Томаса Бернхарда.
Савельева И.В. (Кемеровский государственный университет) Функциональные особенности порождения политического интернет-комментария.
Хакимова Е.М. (Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск) О нарушениях связности в текстах массовой коммуникации.
Ярыгина З.А. (Волгоградский государственный университет) Роль интертекстуальных компонентов в активизации признака коммуникативности современного учебного текста.
Секция 6
Лингводидактика
Ауд. 4-09Б
Председатель – к.пед.н., проф. ПГЛУ Моисеев А.П.
Балабанов В.Б., Перунова А.В. (Могилевский высший колледж МВД) О некоторых особенностях использования электронных учебно-методических комплексов при обучении иностранным языкам.
Балабанова Т.Н., Протасова Н.А. (Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова) Использование электронных тестов для контроля сформированности лингвистической компетенции, как одной из составляющих языковой компетентности.
Грачева А.В. (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова) Имитация речевого и неречевого поведения литературных героев как средство формирования речевой компетенции учащихся).
Грекова А.А (Волгоградский государственный университет) Универсальные учебные действия на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК FORWARD).
Дейкова Л.А. (Ульяновский государственный педагогический университет) Роль Европейского языкового портфеля в формировании межкультурной компетенции.
Жаркова А.Ф. (МОУ СОШ № 151 г. Челябинска) Формирование мотивации изучения иностранного языка у старшеклассников.
Кажигалиева Г.А. (Казахский национальный педагогический университет им. Абая) О поликультурной направленности занятий по русскому языку как неродному в казахстанском педагогическом вузе.
Калинина М.С. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Характеристика комплекса упражнений по обучению студентов-лингвистов риторическим стратегиям полилогического общения.
Канатова С.Ш. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Дистанционные технологии обучения иностранным языкам.
Кочеткова С.Ю. (Волгоградский государственный университет) Теоретические основы формирования межкультурной компетенции (на примере системы обучения бакалавров и магистров юриспруденции англоязычной коммуникации в сфере судопроизводства и правоприменения).
Кузнецова А.Ю. («МАТИ» – Российский государственный технологический университет) Особенности актуализации библейской идиоматики в языковом учебном процессе в вузе (на материале английского и немецкого языков).
Латышева М.А. (Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет) Формирование коммуникативной компетенции студентов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» в строительном вузе».
Малетина О.А. (Волгоградский государственный университет) Онлайн-ресурсы как средство интенсификации учебного процесса в практике обучения иностранному языку.
Моисеев А.П. (Пятигорский государственный лингвистический университет) Аутолингводидактические подходы к процессу подготовки специалистов-лингвистов.
Муссаралиева У.Ш. (МОУ гимназия №9 г. Волгограда) Использование ЭОР на уроках английского языка обучающихся среднего звена.
Мутовкина О.М. (Московский государственный областной университет). Формирование межкультурной компетенции в контексте поликультурного образования.
Найдукова Т.В. (МОУ гимназия №3 г. Волгограда) Современные образовательные технологии на уроках английского языка в МОУ гимназии №3.
Николаева Е.А. (Волгоградский государственный университет) Некоторые аспекты преподавания делового иностранного языка магистрантам направления подготовки «Общий и стратегический менеджмент».
Токарева И.Ю. (Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области) Новые подходы в школьной методике преподавания языка.
Трошина Е.В. (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) Современные подходы к обучению интерпретации художественного текста.
Худяков В.Н. (Челябинская государственная академия культуры и искусств) Игровой метод обучения на уроке французского языка экономического вуза.
Шимичев А.С. (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова) Анализ современного подхода к определению понятия профессионально-педагогическая компетенция учителя иностранного языка.