«Путь к любой карьере усыпан цветами красноречия» (А.П.Чехов)
Студенты Института филологии и межкультурной коммуникации приняли участие в семинаре-тренинге, состоявшемся при поддержке фонда им. Роберта Боша и Центра Восточной Европы университета Хоэнхайма (Германия) в рамках программы лекторов для стран Восточной Европы и Китая, в которой ВолГУ участвует с 2009 г. Большую работу по организационному обеспечению уже второго международного учебного проекта с участием преподавателей из университета г. Гамбурга осуществило Управление международного сотрудничества ВолГУ.
16 октября 2013 г. преподаватель факультета психологии университета г. Гамбург, коммуникативный тренер д-р Мориц Майер, доцент Удмуртского государственного университета Мария Владимировна Третьякова и доцент кафедры теории и практики перевода ВолГУ Анна Алексеевна Новожилова провели международный семинар «Ключевые компетенции: риторика и презентация».
В семинаре, который прошел на немецком языке, приняли участие студенты-лингвисты 3-его курса, изучающие немецкий в качестве первого иностранного языка. Свои языковые компетенции, получившие высокую оценку немецкого преподавателя, будущие переводчики использовали для качественно нового развития риторических навыков и умения выступать с докладами и презентациями, что относится к числу ключевых компетенций, формируемых у выпускников университета и являющихся актуальными в Европейской рамке квалификаций.
В течение шести академических часов студенты постигали основы риторического мастерства, знакомились с его психологическими аспектами, обучались мастерству выступления перед аудиторией и подготовки презентаций.
После краткого теоретического обзора студентам было предложено выполнить множество практических упражнений на развитие таких навыков как «зрительный контакт», «мимика и жестикулирование», «умение удерживать внимание аудитории», «правильное построение доклада» и др. Важными задачами тренинга были, прежде всего, формирование умения правильно строить высказывания, логично структурировать доклад, уверенно вести себя перед аудиторией, использовать интерактивный подход во время выступлений перед зрителями и др. Все задания вызвали большой интерес у участников.
Студенты креативно и с юмором подошли к выполнению практических упражнений: инсценировали презентации продуктов, участвовали в ролевых играх, работали в парах и группах. В завершение семинара организаторы и участники подвели итоги и отметили, что все поставленные задачи выполнены, а профессиональные компетенции, ставшие предметом тренинга, стали важной частью личностной компетентности студентов.